вторник, 1 октября 2013 г.

Как поступить в австрийский вуз


Этот пост можно было бы уложить в одно предложение «Это было очень просто». На самом деле высшее образование в Австрии более, чем доступно. Все высшие учебные заведения делятся на две группы: Universitat  и Fachhochschule. Первые – более универсальные вузы, с огромным выбором факультетов. Вторые же, наоборот, зачастую специализируются на определенных отраслях и, по уверению профессоров, дают более практическое образование, нежели университеты. 

Фото с экзаменов у меня нет, поэтому смотрим наслаждаемся видами Дорнбирна

Мы направили свои стопы уже в нам знакомый вуз в г. Дорнбирн, Форальберг. В нашем случае документы необходимо было подать до 15 мая. Но у каждого университета свои порядки, иногда можно подавать аж до 5 сентября. Все индивидуально, необходимо смотреть на сайте самого вуза. А вот комплект документов обычно стандартный: паспорт, копия диплома из школы и из русского университета (если такой имеется), нотариально заверенные переводы, анкета, мотивационное письмо, резюме, сертификат или любой документ, подтверждающий знание немецкого и, иногда, английского. Все это можно выслать по электронной почте. Самый тяжелый пункт из документов для меня было мотивационное письмо. Во-первых, к моменту его написания мои знания немецкого языка были не достаточно хороши, так скажем. Во-вторых, надо было как то напридумывать почему я хочу поступить именно в этот вуз, именно на эту специальность, и что получит университет от моего двухлетнего присутствия здесь. Писала я это письмо, наверное, неделю, потом корректировала с учителем немецкого. 


Собственно мотивационное письмо должно состоять из нескольких обязательных блоков:
1. немного о себе и своем предыдущем образовании
2. немного об опыте работы (или развернуто об образовании, если опыта работы нет)
3. почему хочу поступить именно на эту специальность
4. мои планы на будущее, которые, естественно, должны быть неразрывно связаны с образованием
5. почему именно этот вуз я выбрал (а), что в программе обучения меня больше всего привлекает
6. окончательное «бла-бла-бла» о том, что именно я тот студент, о котором мечтают все преподы
После того, как документы рассмотрены, необходимо было согласовать дату экзамена или собеседования. Опять же, в каждом вузе и даже на каждой специальности все по-разному. В нашем случае были: собеседование на немецком и презентация «на заданную тему» на английском. Иногда, собеседование плюс тест.
Собеседование. В нашем случае это было обсуждение мотивационного письма и резюме. Мне попался очень милый дядечка, с которым мы мило поболтали 20 минут. Он сказал мне, что у меня просто увлекательнейшее резюме и меня ждет биг челлендж во время учебы в этом вузе. Но не всегда все так радужно. Например, на другой специальности интервью было похуже ночного кошмара. Что обязательно нужно сделать в качестве подготовки:
1. изучить учебный план очень тщательно. Вопросы типа «а какой предмет вам кажется самым важным» зададут обязательно.
2. повторить основные понятия этой специальности. Например, на собеседовании masters Marketing&Sales спрашивали определение понятия маркетинг и других основных основных понятий.  
3. и выучить свое мотивационное письмо, чтобы у преподавателя не было когнитивного диссонанса.


Вторая часть экзамена – презентация. Ура! На английском. Нам выдали по статье на тему экономики или ИТ из последних выпусков The Economist или Harvard Business Review, дали 90 минут времени на подготовку. За это время надо прочитать статью (это где-то страниц 7-9), порыскать в инете другую информацию на эту тему, и на основе всех данных сделать презентацию на 3х слайдах. Потом каждый делает презентацию, обязательно высказывает свое мнение по теме, далее преподаватели или остальные соискатели должны задавать вопросы. В моем случае препод не задал ни одного вопроса! Опять же на Marketing&Sales выносили мозг напрочь, задавая вопросы не только по теме статьи, но и об основах маркетинга.
Через 2 недели мы получили письма счастья с положительным решением о нашем  зачислении. И с этого момента начался хардкор, ибо получение визы в миллион раз мучительней, чем все вышеперечисленные вступительные испытания. 


Еще пару слов об организационных моментах
  • Обучение в Австрии обычно бесплатное. Мы платим 36 евро в год, что-то вроде членских взносов в профсоюз студентов.
  • Учимся мы teil-zeit, т.е. только 2 дня в неделю. Кроме учебы можно 20 часов в неделю работать, если на программе Masters, и 10 часов в неделю, если на Bachelor.
  • Иногда, чтобы поступить в университет – достаточно только подать пакет документов.
  • Обычно, необходим уровень немецкого С1 или В2, но сертификаты в небольших вузах не требуют. Например, я просто прикладывала письмо из языковой школы, что к сентябрю у меня будет уровень немецкого В2.
О хардкоре с получением австрийской визы в следующем посте

Комментариев нет:

Отправить комментарий